ИСТОРИЯ САМОГОНОВАРЕНИЯ

6 октября 2016

Любовь к природе у человека закладывается, как известно, с самого его рождения. С каждым днем, познавая все больше и больше окружающий мир, наши предки стремились как можно дольше продлить свою в нем жизнь и насладиться всеми предоставленными этим миром прелестями и благами.

Еще в древности люди начали заготавливать продовольствие, включая и разнообразные напитки из соков фруктов и ягод. Имея достаточно большое число детей в своем доме, хозяин старался припасти как можно больше продуктов для семьи. И не раз случалось, что со временем хранимые в укромном месте напитки подвергались сбраживанию и во избежание возможного отравления уничтожались.

Впоследствии человек научился понимать толк в «испорченном» временем продукте и уже намеренно ставил подобные напитки. Но вино того времени не содержало в себе такой спиртовой крепости, как сегодняшнее, и приравнивалось к напиткам, украшающим стол для именитых гостей или семейных праздников.

Но в мире бытует одна весьма сказочная и отличная от всех других легенда о происхождении «туманного» напитка, которая часто вызывает улыбку у людей, слышащих о ней впервые.

Давным-давно в неизвестной никому до сих пор стране наступила страшная жара. Сочные мягкие травы высыхали на глазах, а звери и птииы, жившие до этого в мире и согласии, стали убивать друг друга, чтобы утолить свою жажду кровью «брата». И из-за этого стихийного бедствия быстро зревшие плоды деревьев и кустарников падали в образовавшиеся на некогда плодородной земле ямы и овраги.

Постепенно перегнивая, они превращались в зловонную кашу и засыхали. Но однажды северный ветер пригнал в эту страну черные налитые тучи, и проливные муссонные дожди не заставили себя долго ждать. Ямы и овраги мгновенно наполнились водой, а когда дожди прошли, перегной плодов и ягод стал вступать в естественную химическую реакцию с отстоями влаги.

Измученный жаждой охотник, укрывшийся во время дождей в пешере, решил, наконец, выйти из своего укрытия и вдоволь насладиться соком вновь появившихся плодов. Но, проходя мимо одной из успевших уже забродить лужиц, он унюхал приятный винный запах и, жадно припав губами к отстоявшемуся чистому напитку, получил от его вкуса огромное удовольствие. Так, говорят, и началась эпоха рождения уникального и во все времена уважаемого людьми напитка под простым названием «вино».

На Руси вино всегда ценили и зачастую пили его в больших количествах, и многие пытались найти всевозможные способы для его крепления. Постепенно на смену простому виноделию пришло технологическое производство самогона и других крепких алкогольных напитков, изготавливаемых домашним способом.

Перегоняя мало в себе содержащую спиртовых веществ брагу (по сравнению с получаемым итогом), винокуры не жалели своего времени и сырья для достижения единственной цели: получить крепкий напиток наивысшего качества. Именно поэтому произведенное на русской земле «доброе зелье» стало резко отличаться от иностранных напитков.

Великий царь земли русской Петр I в свое время даже издал указ, в котором выдвигалось требование к капитанам российских кораблей, уходящих в дальнее плавание, чтобы на территориях иностранных государств матросам «не дозволялось потреблять вин заморских вместо горькой русской, дабы не затуманивать головы свои светлые бесовским напитком, от которого, кроме болезней и дури, ожидать нечего…»

А вот князь Орлов, некогда прославившийся как «амурный обожатель прекрасного пола», часто любил повторять своим друзьям, что «прозрачный и крепко пахнуший самогон, словно ангел дел любовных» всегда помогал ему в интимных отношениях с женщинами: «…Стопки три опрокину, а желания — на иелую четверть выходит! Да и в голове мысли все ясные: абсолютно понимаю, чего жаждет моя дама… даже без слов!..»

Но с приходом Советской власти существующие еще с XV в. многочисленные способы изготовления самогона постепенно стали искореняться: запрет на его производство развязал руки многим лжемастерам, которые ничего не понимали в настоящем деле и при этом незаслуженно «присвоили» доброму древнерусскому напитку славу мутной и дурно пахнущей настойки. Как тут не вспомнить «великого комбинатора» Остапа Бендера с его умением изготавливать самогон из чего угодно, вплоть до табурета.

Однако в последнее время в нашей стране снова стали появляться производители высококачественной продукции, поднимающие со «дна» все российское самогоноварение. С помощью их советов многие начинающие «винокуры» смогут не только избежать всяческих отравлений, возможных при несоблюдении технологического процесса изготовления напитка, но и сэкономить массу сырья.

Самогоноварение — одно из самых древних занятий. И самых нужных тоже. Пожалуй, ни в одной стране мира этот вид производства спиртных напитков не является таким востребованным, как у нас. Душа русского человека отличается особой широтой. Если появилось желание чего-нибудь выпить, то это желание просто необходимо немедленно удовлетворить.

Ландшафты российских просторов так же широки, как и русская душа. Чтобы страстно возжелавшему горячительного напитка не пришлось натягивать лыжи и шагать через всю тайгу, и существует такая профессия, как самогоншик.Чтобы стать настоящим самогонщиком, нужно многому научиться. Самогоноварение не
обойдется без знаний физики и химии. Да и математика пригодится, чтобы произвести нужные расчеты. Кроме того, настоящий самогонщик должен обладать изрядной долей смекалки. Потому что соорудить самогонный аппарат из самых непригодных, на первый взгляд, предметов — дело, прямо скажем, не из легких.

Не помешает самогонщику отменное чувство юмора и умение пофилософствовать. Ведь к нему, к самогонщику, приходит огромное количество людей. А значит, коммуникабельность и умение общаться — неотъемлемые атрибуты человека, решившего посвятить себя такому нелегкому и нужному делу, как самогоноварение.

Обычно при слове «самогон» в сознании возникает некая мутноватая жидкость, после принятия которой обычно люди себя дурно чувствуют. И еще слово «самогон» у многих ассоциируется с серией портретов под рубрикой «Их разыскивает милиция». Словом, самогон для многих — нечто вульгарное и недостойное внимания.

Подобные негативные представления возникают исключительно в тех случаях, когда к процессу самогоноварения относятся самым неподобающим образом. Представьте себе такую ситуацию. Бабушка, ничего не понимающая ни в винах, ни в настойках, вдруг решила подработать. Соорудила она, не обладая даже самыми скудными знаниями по физике и химии, некое подобие самогонного агрегата. К процессу самогоноварения отнеслась без души. Получилось у бабушки дурно пахнущее варево, которое и самогоном-то назвать невозможно. Просто не самогон, а «сивуха». И продает бабуля эту сивуху человечишкам с синими лицами и красными носами. Потому что человек с благородным цветом лица не осрамит свою личность приемом такого скверного напитка.

Люди, подобные вышеописанной бабушке, и создали слову «самогон» дурную славу. На самом деле самогоноварение уходит своими корнями в глубокое и замечательное прошлое. В основе процесса самогоноварения лежит вполне приличное и не вызывающее таких дурных ассоциаций, как слово «самогон», слово «брага».

Еше в иудейском Талмуде есть письменное доказательство того, что даже в те времена было весьма популярно приготовление сладкого и дурманяшего напит- \ ка, который представлял собой не что иное, как про-дукт брожения, т. е. брагу. Шли годы, а дурманяший j напиток, который у древних иудеев назывался, конечно, не брага, а несколько иначе, становился все более популярным.

На Руси всегда запасались самыми разными напитками, не только соками. Люди быстро поняли, что соки, подвергшиеся сбраживанию, значительно дольше сохраняются. Кроме того, перебродившие соки вызывали приподнятое настроение, чего о квасе и чае сказать было нельзя. Так появились вина.

Постепенно людская привязанность к браге становилась все крепче и крепче. Со временем у людей появилось желание, чтобы брага стала такой же крепкой, как и само желание ее пить. Так стала зарождаться технология перегонки слабых спиртосодержащих продуктов в более крепкие и сильные. Со времен изобретения самогоноварения интерес к винам несколько ослаб.

Самогон вполне можно считать традиционным русским напитком. Первое упоминание о нем встречается в летописях, датированных XV в. Вкусовой диапазон самогона совершенно уникален. Существует огромное количество настоек, изготовленных на основе самогона. И многие из них, особенно настоянные на травах, имеют целительный эффект. Некоторые рецепты очень стары и имеют свою историю, поскольку веками сохранялись и передавались из поколения в поколение.

В отличие от нынешнего извращенного понимания смысла самогоноварения, раньше считалось, что чем
меньше и медленнее происходит перегонка, тем лучше качество. В старину для перегонки использовали не более 50 % всего объема имеющейся браги. Этот принцип соблюдался не только для начального перегона, но и для повторного.

В старину с легкостью относились к потере сырья, чего не скажешь о современных самогонщиках. Вероятно, поэтому качество самогона значительно снизилось. Можно привести простой пример. Чтобы приготовить 1 л хорошего самогона, винокурам требовалось около 30 л браги. При вторичной перегонке получалось ровно вполовину меньше водки. Но качество было отменное. Именно с той поры пошла слава о русской водке. Ее предпочитали заморским винам и французским коньякам. Русскую водку вывозили наравне с пушниной и платили за нее русским купцам исключительно золотом.

Приготовление самогона — процесс сложный и очень ответственный. Для этого требуется соблюдать сложнейшую технологию. Кроме того, нужно строго следовать рецептам. Только если вы будете соблюдать основной принцип самогоноварения, вы получите качественный самогон.

Если вы решили приготовить не сивуху-бормотуху, а настоящий, кристальной чистоты самогон, непременно придется соблюсти все этапы самогоноварения. Первое, с чего вы должны начать, — с выбора нужного сырья. Второй этап — брожение. Третий — перегонка. Четвертый — очищение. На последнем этапе вы придаете самогону желаемый цвет, запах, вкус, т. е. здесь происходит своего рода «облагораживание» продукта.

Чтобы не получилось мутной жидкости, от вида которой сразу возникает тошнота, не относитесь небрежно к правилам самогоноварения.

Итак, с чего же начать? Конечно, с выбора подходящего сырья. Тут вам необходимо подключить все свои
знания о химическом составе продуктов. Чтобы приготовить самогон высшего качества, вам потребуются крахмалосодержашие или сахаросодержашие продукты. Что лучше и что выбрать — сказать трудно. Многолетние наблюдения показывают, что доморощенные винокуры предпочитают для самогоноварения продукты относительно дешевые и доступные.

Если вы деревенский житель, с большой долей вероятности для производства самогона вы предпочтете зерновые культуры, сахарную свеклу. Если вы горожанин, но склонны проводить все свое свободное время на приусадебном участке, то для самогона скорее всего вы соберете различные плодовые выжимки, ягоды или фрукты. Гражданин, не имеющий дачного участка, отдаст предпочтение сахару. Хотя эти продукты — далеко не все, из чего можно сделать самогон.

При выборе исходного сырья главное, о чем вы должны помнить, — это о качестве готового питья. Поэтому гнать его из табуретки, пожалуй, не стоит. «Табуре-товка» у вас все равно не получится, а вот отравление с последующим отвращением ко всему, «что горит», вам гарантировано.

Но самогон тоже появляется не на пустом месте — он производится из браги, история которой весьма интересна и также заслуживает пристального рассмотрения. Помните ту частушку про Колумба? «Он лучше бы открыл на нашей улице пивную…». К сожалению, Колумб на нашей улице пивной не открывал, но почему бы самим не готовить дедовским способом бодрящие напитки? Утолим жажду, будет на нашей улице и без Колумба праздник.

Некоторых смущает уже одно слово «самогон». Что ж, самогона можно смущаться в особых случаях, которые мы оговорим отдельно, в остальном это нормальный напиток. В слове «брага» тоже нет ничего предосудительного, оно легло в основу названия процесса брожения — одного из самых обычных процессов в живой природе наравне с окислением (дыханием). А дабы сомнений у вас не оставалось, предлагаем вам небольшой экскурс в историю, который позволит выяснить, что же такое брага.

История приготовления сего напитка уходит корнями в глубокое прошлое. Как гласит крылатое выражение, искусство пивоварения настолько же старо, как и история человечества. Да пусть не смушает скептиков-самогоншиков слово «пивоварение». Брага ведь и есть домашнее пиво, и вся история спиртных напитков началась именно с этого домашнего пива. В широких масштабах пивоварение бытовало уже в Древнем Египте. Причем готовое пиво ценилось государственными чиновниками Египта как особо ценный продукт. В Талмуде, иудаистском дополнении Библии, приводится история о том, как плененные в Вавилоне евреи избежали проказы, употребляя пиво, приготовленное из хмеля. Надо отметить, что жители Месопотамии, в том числе и Вавилона, особо почитали пиво. Они повторяли, что не знаюший пива не знает счастья. За разбавление пива водой пивоваршицу (пиво варили женщины) казнили. К началу нашей эры все европейские варварские племена освоили пивоварение. Потом производство пива стало отраслью промышленности. Редко какой народный праздник проходил без употребления «крепленых напитков».

Словом, пока китайцы изобретали дешевую и легко приготавливаемую пишу, остальные народы соревновались в способах изготовления и поисках компонентов для самогона. В дело, т. е. в производственный процесс, шло все, особенно злаки — ячмень, прочее зерно; каждый народ выбирал то, что легче культивировать. Японцы, например, готовили свою водку сакэ из риса — культуры, освоенной на Дальнем Востоке более шести тысячелетий тому назад. С тех пор сакэ, которую, между прочим, пьют горячей, остается любимым напитком японцев. Дурной пример заразителен, и герой детской японской песенки, который «на речке пил сакэ», перекочевал в Россию, превратившись в Чижика-Пыжика.

В «лечебных» целях испытали и мед. Сразу предупредим, что наши предки для напитков типа медовухи брали обычные сорта меда, но не пьяный мед. Несмотря на такое провоцирующее название, этот мед можно употреблять лишь после специальной обработки. Это разновидность пчелиного меда, содержащая ядовитое вещество, — гликозид андромедотоксин. Мед этот пчелы получают из нектара азалии, багульника болотного, вереска, рододендрона и других вересковых. Пьяным мед назвали за то, что съевший его становился похожим на пьяного: у него начиналось головокружение, сменявшееся тошнотой и судорогами, открывалась рвота. Из истории известно, что пьяный мед однажды свалил с ног легион римских солдат.

Медоварение на Руси известно с XII в. К XVI в. были построены в Кремле Малый государев, Малый боярский и Малый походный погреба. В этих погребах готовили и меды (медовины), различные сорта пива и многое другое. Иностранцы, посещавшие Россию в те времена, недоверчиво относились к напиткам наших медо- и пивоварен, но познакомившись с медом и пивом поближе, утверждали, что ничего вкуснее не пробовали.

Иностранные путешественники, посетившие Россию в XVII в., были удивлены большим количеством людей, доживавших до весьма преклонных лет, что по сравнению с Западной Европой того времени казалось просто невозможным. Один заезжий иностранец так и записал в своем дневнике, что русские люди признают в качестве лекарства только водку, настоянную на порохе, которую они выпивают, после чего отпариваются в бане и тем самым избавляются от всех болезней.
Для вкуса и остроты в самодельные спиртные напитки добавлялись всевозможные пряности. Именно поэтому они в Европе ценились на вес золота и являлись основным предметом торговли Европы с Востоком. На Востоке пряности были обычным явлением. В восточных манускриптах возрастом 5000 лет говорится об использовании пряностей в разных целях, в том числе и для настаивания горячительных напитков. Основными странами-торговиами пряностями были Индия и государства Малайского архипелага.

Собственно говоря, если бы не пряности, входящие в состав напитков, которым посвящена наша книга, то контакты европейцев с азиатами начались бы гораздо позднее, равно как и европейский колониализм. Обилие пряностей в Америке, особенно новых сортов перца, двинуло конкистадоров на покорение этих земель. Конечно, были еше золото и серебро, но они долгое время казались европейцам миражом, а вот пряности — вполне реальный предмет торговли. И большинство европейцев мечтали о вполне ощутимых вешах — пиве с рыбой. Мифическая страна, где они мечтали каждый день есть рыбу (дорадо) и пить пиво (эль), получила название Эльдорадо. Именно ее искали уставшие от неудач и сражений люди.

Но пиво способствовало и способствует не только международной торговле, но также развитию… умственных способностей! Например, известный всем по школьному учебнику великий английский физик Джеймс П. Джоуль (1818-1889) был пивоваром. А бывает и так, что размышления над кружкой пива приводят к научному открытию в области ядерной физики, как это произошло с одним американским ученым, который, глядя на стоящую перед ним кружку с пенистым напитком, думал, почему бы не использовать пиво — жидкость, образующую пузырьки, — в детекторе радиации Гейгера-Мюллера. Разумеется, на трезвую голову он понял, что ничего из этой затеи не выйдет, но зато размышления о пиве помогли ему прийти к другим важным умозаключениям.

Позиции пива с далеких времен фараонов и путешествующих купцов только укрепились. Например, в старой доброй Англии пиво — это напиток нации, английские пабы (по-русски — пивнушки) известны всему миру; пиво в Англии уступает первое место одному лишь классическому британскому чаю. И это несмотря на то, что английская же поговорка гласит: жизнь — это не только пироги и пиво. Что верно, то верно: не только пиво, но еше и его приготовление. Впрочем, современное пиво — и английское, и любое другое — готовится только промышленным способом, дома его, как правило, не варят. Дорожки браги и пива разошлись. А произошел этот раскол в 1516 г., когда герцог Вильгельм IV принял закон о чистоте пива. С тех пор и по сей день пиво в Европе варят из одних и тех же компонентов, в то время как брагу (на то она и самогон) готовят из всего, что окажется под рукой.

Где-где, а на Руси брагу оценили по достоинству. Долгое время «зелье» ставили на меду. На больших княжеских пирах мед подавали в больших чарах. Каждому в его черед предназначалась чара с медом; обнести чарой, т. е. не подать гостю мед в порядке очереди, считалось оскорблением со стороны хозяина. Хмельной мед был довольно крепким напитком, поэтому в чистом виде его пили не всегда, а обычно разбавляли водой. Разбавленный мед назывался сытой, а от того, что сыту подавали в конце обеда, и пошло гулять выражение «наесться досыта». Но кроме меда, пили на пирах в старину зелено вино и пиво пьяное, причем первым подавалось вино, за ним шло пиво и лишь затем следовал мед. Вино обычно подавалось с первыми блюдами или даже до еды, так сказать, для улучшения аппетита. Основными напитками поэтому были пиво-брага и завершавший трапезу мед, что и привело к появлению расхожей концовки в сказках и былинах — «мед, пиво пил, по усам текло, в рот не попало».

Выпивающий свою чарку говорил здравицу доброму хозяину и всем его домочадцам, а если случай был подходящим, то и честным гостям. Во многих странах в былые времена говорящему здравицу хозяин подносил жареный ломтик хлеба для закуски. Поскольку жареный кусок хлеба — это по-английски «тост», то от того обычая и повелось «произносить (говорить) тост» на застольях.

Когда человечество освоило брагу — неизвестно, но хорошо известно, с чего начиналось это освоение. Разумеется, с брожения. Освоение брожения было первой и на долгие столетия единственной победой человека над природой. Брожением называется процесс разложения сахара на этиловый спирт, воду и углекислый газ. Процесс этот осуществляется дрожжевыми грибками, которые, подобно остальным грибам, обладают способностью превращать сложные органические вещества в простые. Кстати, спирт — это продукт жизнедеятельности дрожжей. Все вокруг древнего человека портилось, гнило, бродило. Возможности выяснить, отчего это происходит, ни у кого не было, но выручили длительные наблюдения. Сейчас можно рассказать о дрожжах необычайно много. В пивоварении используются две разновидности дрожжевых грибков — сахаромицетов, описанных в 1883 г. датским ученым Эмилем Кристианом Хенсеном.

Главные требования, предъявляемые к разным сортам дрожжей из этих основных разновидностей, — это скорость брожения и количество образующихся хлопьев, выпадающих в осадок и после сгущения выводящихся из посуды (жбана), в которой готовится напиток. По степени завершенности брожения выявляют недобро-жение, нормальное (полное) переброжение и чрезмерное переброжение. От степени завершенности брожения зависит количество спирта и карбогидрата в напитке. В домашних условиях рекомендуется доводить напиток до нормального брожения. В производстве напитки доводят до разных степеней брожения, например многочисленные виды немецкого пива получаются при не-доброжении. Портер и английский эль изготавливаются в процессе чрезмерного переброжения.

Найден был дрожжам и заменитель. Это хмель, точнее, его шишечки, которые заливают водой и варят. Хмель обыкновенный — растение семейства коноплевых, произрастающее в европейской части России и в Западной Сибири. Растет он по оврагам, в сырых лесах-березняках. Шишки хмеля, его соплодия образуются при созревании женских соцветий, напоминающих колоски с листочками, покрывающими их, словно черепица. Созревание шишек в плоды происходит в августе-сентябре. В природе хмель встречается не так часто, как хотелось бы некоторым любителям спиртного, поэтому его выращивают на специальных плантациях, чтобы снабжать его «шишками» пивоваренную промышленность.

Растение используют в пивоварении, поскольку именно оно придает пиву специфический вкус, повышает его активность (крепит), т. е. делает пиво пивом: само по себе оно — очень слабый напиток. Удивительно, но при всем при этом никаким «хмельным» действием хмель не наделен.

А можно вместо дрожжей обойтись и простым горохом. Способы, как видите, разнообразны. У древних таковые способы были еше разнообразнее: хмель распространился по Европе благодаря его активному применению русскими пивоварами, а до того разные народы использовали другие травы: вереск, будру, пижму.

Виноделие также началось с изготовления домашних плодово-ягодных наливок. Существует красивая легенда о том, как впервые было приготовлено вино. Полубог Вакх, бродя по пустыне по каким-то своим делам, случайно натолкнулся на чахлое растеньице, погибавшее от засухи. Пожалел Вакх растение и взял с собой. А чтобы оно не погибло, воткнул его в птичью кость, подобранную неподалеку. Но растение стало расти у бога прямо в руках, и ему пришлось посадить его в большую львиную кость, найденную им в пути. Но чудесное растение все росло и росло, и тогда, обнаружив огромную кость осла, Вакх посадил в нее росток.

Наконец, путь завершен, Вакх оказался на родных плодородных землях. Там он хотел посадить свое растение и вдруг обнаружил, что корни ростка оплели кости птицы, льва и осла. Пришлось посадить росток вместе с костями. Прошло время, росток стал кустом, на нем появились ягоды. Вакх изготовил из этих ягод напиток и дал попробовать друзьям. Каково же было удивление бога, когда его друзья, выпив немного этого напитка, начинали петь, как птицы. Выпив больше, они осмелели и начали похваляться своей силой, как львы. Выпив еше больше, друзья глупели и низко опускали головы, как ослы.

Эта легенда пришла из древнегреческой мифологии. Древние греки были отличными виноделами, их вино сохранялось столетиями. Но сохранялось не для нас, конечно. Веселые изобретатели демократии любили хорошо выпить. Любимым занятием древнегреческой интеллигенции было устраивать симпозиумы. Так в те времена называли дружеские философские беседы в послеобеденное время. Друзья удобно располагались в тени портика, слушали хорошую музыку, обсуждали вопросы философии в компании с молодыми образованными женшинами и не забывали все это сопровождать возлияниями вина.

Платон, великий древнегреческий философ, написал о правилах употребления вина. Он считал, что начинать пить вино следует не ранее 20 лет, но весьма умеренно; после 60 лет можно пить без меры. А вот как закончилась жизнь Эпикура, верившего, что смысл бытия в наслаждениях: чувствуя приближение смерти, Эпикур выпил кубок вина, чтобы встретить смерть весело и без боли. Знатоки виноградарства и виноделия, греки презирали пиво, называя его варварским напитком. Такой же позииии по этому вопросу придерживались древние римляне, хотя и относились к пиву терпимее. Например, они посвятили пиво богине Церере, а потому называли пиво Ceres, откуда и произошли названия пива в испанском Cerveza и итальянском Cervisia.

Римляне известны своими оргиями с возлияниями вина — вакханалиями, праздниками, посвященными богу Вакху, которого объявили богом виноделия. Из Древнего Рима пришло крылатое выражение «In vino veritas» («Истина в вине»). Не будем выяснять, где же она, истина, но лучше запомним, что пить до превращения в осла не нужно. Впрочем, как говорил один веселый алкоголик: «Но если истина в вине, то часть ее уже во мне…»

Во времена племенной жизни пьянство считалось позором, как и обжорство. Человек должен во всем знать меру. Поэтому не поймите, читатель, превратно наши слова о чрезвычайной любви к крепким напиткам древних народов. Поклонялись в те далекие времена как раз не «зеленому змию», а еше одному полезному пищевому продукту и лекарственному препарату. Все полезное воспринималось в древнем мире с уважением, порождало культы. Пиво почиталось древними как сильнодействующее лекарство. Шумеры пять тысяч лет назад лечили пивом зубную боль. В средние века пиво рекомендовалось для выведения камней из почек и для приготовления косметических масок, омолаживающих кожу лица. А в XVIII—XIX вв. пивом запивали почти все лекарства по настоянию врача. Так что пиво, лаже самодельное, можно и нужно уважать.

Раз уж зашла речь о культуре пития, которой очень многим из нас недостает, то необходимо напомнить, что древние строго соблюдали застольные традиции, а пили всего-навсего домашний самогон. Шумеры, например, пили пиво через соломинку, как мы сегодня — коктейль. Большинство современных домашних пивоваров уверены: самодельные напитки не заслуживают серьезного отношения. Это связано с ужасающе низким качеством самодельной бражки. Но в этой книге вы найдете рецепты изготовления в домашних условиях первоклассных напитков, не уступающих по вкусу заводскому «жидкому золоту». Таковыми были и предшественники нынешних самогонов — самодельные домашние настойки, которые различались на пищевые (ими запивали еду), сладкие (такими угощали друзей) и лекарственные (с добавлением полезных для здоровья компонентов). Качество этих напитков несомненно было очень высоким. Об этом свидетельствуют и дошедшие до нашего времени старинные рецепты, об этом же говорит и пристрастие древних к здоровому образу жизни.